Формирование ценностных ориентаций личности как проблема современного образования

 

Система ценностных ориентаций в общеобразовательной школе должна иметь возможности для обращения к общечеловеческим ценностям и ценностям отечественной культуры. Направленность учебно-воспитательного процесса на формирование социально значимых ценностных ориентаций предполагает решение следующих задач воспитания: поддерживать и усиливать духовные и нравственные ценности, убеждения и  модели поведения; помогать школьникам саморазвиваться, самовоспитываться, самообразовываться, самоопределяться, воспитывать патриотизм, гражданственность, поликультурное сознание; передавать народные, семейные традиции; транслировать, сохранять и развивать культуру,  ибо смысл жизни можно обрести только через приобщение к культуре.

Ключевые слова: воспитание, ценностные ориентации,  русская культура.

 

http://pgz-68.narod.ru/stati/formirovanie_tsennostnih_orientatsii_lichnosti_kak_problema_sovremennogo_obrazovaniya_/Moskva_-_reka.jpg?rand=66635890414021 

 

Положение педагогики о том, что система образования выполняет заказ общества на образовательные услуги было общепринятым во все времена, не изменилось оно и сегодня. В современной трактовке это выглядит так, как прозвучало в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «…Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за её социально-экономическое процветание».

 

 

Из этого требования можно сформулировать несколько выводов о том, что если меняется общество, то будет правомерным предположить, что меняется его заказ системе образования, выраженный в целях и задачах. Следовательно, должна меняться и сама образовательная система, чтобы выполнить этот заказ. Возникает вопрос: какие изменения должны произойти? В связи с этим вопрос о ценностях и ценностных ориентациях современных школьников, становится весьма актуальным.

«Ценности воспитания – это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенном  взаимодействии и воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Ценности можно выбирать. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется. Это происходит на уровне как макро-, так и микросистем воспитания. Вместе с тем на практике можно встретиться с такими явлениями, как неосознанные ценностные ориентации или, наоборот, строго заданные нормативные ценностные установки, не предлагающие выбора [1].)
В концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.О.Лосским, П.А. Форенским, он предстает как эпицентр культуры, его высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя её. Из этих положений естественно вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности.
Основополагающее свойство целостного человека культуры – это его способность к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериоризации её ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культурообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры (М.М. Бахтин)
 Система ценностных ориентаций в общеобразовательной школе должна иметь возможности для обращения к общечеловеческим и отечественным ценностям.
Как подчеркнул Н.Д. Никандров: «Необходимо выявить средства, механизмы, условия формирования ценностной базы растущих людей, их нравственных установок и ориентаций, введения в мир большой духовной культуры, формирующей уважение человека, важнейших человеческих качеств.
Безусловно, тому, «с чего начинается Родина», должен быть отдан приоритет. При этом серьезной задачей педагогов-практиков должно быть определение инструментария (идей, концепций, дидактических и иных материалов), который поможет сформировать молодого человека в целевой системе ценностей»[2].
 Как показывает практика, педагогическое сообщество «за разумное сочетание специфических особенностей страны, региона, непосредственного окружения человека и общечеловеческих ценностей». Об этом свидетельствует заинтересованное участие педагогов в семинарах, выставках, «круглых столах», аукционах педагогических идей, научно-практических конференциях по духовно-нравственной проблематике, проводимых на базе Тамбовского областного  института повышения квалификации.
Материалы тематических сборников, изданных в ТОИПКРО,  «Формирование нравственных и духовных ценностей современных школьников»,  «Горжусь я малой родиной своей, частицей необъятнейшей России», «Их имена забыться не должны», «Воспитать человека» и другие  работы позволяют увидеть, насколько успешно педагоги владеют профессиональными и этическими знаниями, современными технологиями, методами,  интегративными механизмами, приемами обучения и воспитания; как умело актуализируют духовно-нравственный потенциал содержания образовательного материала, учитывают возрастные особенности учащихся, их проблемы.   
Мини-сайт «Край ты мой, земля Тамбовская», созданный в ТОИПКРО, аккумулировал  позитивный опыт  образовательных учреждений, творческих групп, педагогов,  стал  мощным инструментом привлечения  интереса к  региональному краеведению.  Медиаресурс востребован не только педагогами нашей области, но и вызвал интерес у коллег из других регионов.
 Вопросам воспитания духовной культуры подрастающего поколения посвящены рубрики компьютерного банка передового педагогического опыта, отражающие опыт общеобразовательных учреждений области, учреждений дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений. Педагоги  глубоко убеждены в том, что формирование здоровой личности начинается с развития духовной сферы. Как проникновенно выразился В.А. Сухомлинский: годы детства – пора воспитания сердца!
«Вместе с детьми, - отмечают воспитатели дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» г.Котовска - мы проживаем определённый период времени, привнося в эту жизнь частичку культуры из жизни русского народа. А это значит: началась осень – и на прогулке мы играем с детьми в народные игры, например, с прибаутками и приговорками: «Гусь – водомусь» или «Репка – крепка»; с закличками: «Звонари», «Осень просим». Наступил октябрь, а вместе с ним и фольклорный праздник «Октябрь пахнет капустой», где дети вместе с мамами в очередной раз будут квасить капусту так, как это делали исстари на Руси, умываться капустным соком, чтобы быть красивыми и здоровыми, а в минуты отдыха петь народные песни. А потом с нетерпением ждать, когда капуста будет готова, и с удовольствием есть её в разнообразных блюдах. Месяц ноябрь начинается с Осенин. Помимо дегустации блюд русской национальной кухни, обмена рецептами, и дети, и взрослые, одетые в русские народные костюмы, показывают новые народные игры, поют народные песни, частушки, устраивают весёлые соревнования.
Особое внимание уделяется православным праздникам Рождества Христова, Масленицы, Пасхи, Троицы. Разучивание колядок, подготовка подарков близким к Рождеству, катание на деревянных донцах с ледяной горки и на лошадях с бубенцами. «Масленые» блины с чаем, которыми угощаются прямо на улице, разучивание пасхальных игр с яйцами, подготовка настоящих «писанок», настоящий кулич, приготовленный для всей группы вместе с мамой – всё это преображает детей, корректирует отдельные черты личности.
 
http://pgz-68.narod.ru/stati/formirovanie_tsennostnih_orientatsii_lichnosti_kak_problema_sovremennogo_obrazovaniya_/hram_Hrista_Spasitelya_2.jpg?rand=160919429798705
 

Праздник «Троицы» богат песенным фольклором и таит в себе бездну богатейшего психотерапевтического материала. Красочные действа плетения венков, заплетения берёзы, величавые песни и плавные хороводы в естественных природных условиях обеспечивают детям сердечное принятие, радостное вхождение в истоки народной культуры, её сокрытые от сознания глубины, прикосновение к которым может дать ответы на многие вопросы нашего существования.

И зачастую подготовка к этим праздникам, фольклорным обрядам заключает в себе массу информации, учит видеть суть и не отворачиваться от очевидного, таит в себе такое глубокое, хотя и не сразу уловимое значение, что сам праздник только закрепляет понимание народной культуры и тягу к истинному, неподдельному, светлому, которое она хранит.
В реальных народных праздниках, обрядах, играх, инсценировках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом. У каждого есть возможность творческого самовыражения, осознания себя как личности, приобретения уверенности в себе, самораскрытия и адекватной самооценки».
 Можно привести много других примеров эффективного опыта приобщения детей к истокам русской народной культуры в образовательных учреждениях Тамбовской области. Мастерской ценностных ориентаций можно по праву считать уроки Галины Сергеевны Труновой, учителя истории, МХК СОШ № 9 г. Мичуринска Тамбовской области.
Педагогом разработана программа «Мiръ русского человека» для учащихся 5-11 классов. Цель программы:  заложить прочный фундамент в освоении национальной культуры.
Школьный курс «Мiръ русского человека» ориентирован на изучение духовной культуры русского народа. Задачи курса подчинены становлению и развитию личности школьника, формированию у подрастающего поколения представлений о русской народной культуре как явлении полифункциональном, органично слитым с хозяйственной, семейно-бытовой жизнью человека. Народная культура является одним из типов исторической памяти человечества и формой русского народного самосознания. Уроки, построенные на материале русской народной культуры, способствуют формированию у детей чувства национального достоинства, самосознания, культуры межнационального общения. Учителю удается активизировать познавательный интерес школьников к русской народной культуре, формировать их  культурно-историческую память, развивать сознание того, что самобытная русская культура связана с культурой разных народов России и является составной частью мировой культуры, формировать социально значимые ценностные ориентиры современных подростков.
 «Сегодня в полной мере трудно себе представить значение орнаментов и узоров в жизни людей, - говорит Галина Сергеевна. -  Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. Нам дорог образный язык народного искусства, его естественность и доброта. Быт и духовная жизнь крестьянина и ремесленника – от резных наличников его дома до вышивки на платье или рубахе, от колыбельной до погребальной песни – сотканы из впечатления реальной действительности и фантастических сказочных образов. В своем творчестве народ отразил внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты.
Узоры на протяжении многих веков сохраняют свои исконные черты и уже более ста лет привлекают внимание исследователей. Утративший свое прежнее значение в народной жизни орнамент в наше время осмысливается наукой заново. И сегодня мы с вами пытаемся проникнуть в прошлое и раскрыть первоначальный смысл народного узора так, как это делают ученые, исследуя деятельность и мировоззрение создателей орнамента, привлекая данные истории и фольклора».
Обращаясь к своим ученикам, учитель говорит: «Вы уже, наверное, догадались, какую важную функцию выполняет узор?
Дети: Он должен защищать от воздействия сверхъестественных сил, энергии злых людей и болезней.
Учитель: Правильно. Этим объясняется расположение орнаментов на костюмах и в жилище. Вспомните, где расположены наиболее декоративные места.
Дети: В костюме – это подол, ворот, низ рукава – места, которые открывают доступ к телу, чтобы злые силы не навредили человеку, их украшали орнаментами. Этот же принцип соблюдался и при размещении узоров на постройках. Поскольку ворота и окна открываются, их окружали узорами – оберегами. Наличники не только закрывали щели между срубом и рамой, защищали от ветра, но и оберегали дом от недобрых сил. Для этого и «конек» на крыше дома, и резное «полотенце» под ним, и другая резьба.
Сообщения учеников-экспертов о Древе жизни, о символах солнца  слушаются детьми с большим интересом.  Узоры с Древом жизни и сидящими на нем или около него птицами встречаются в прикладном искусстве Руси, в вышивках, резьбе, росписи.
Воспитанию чувства уважения и интереса к культуре и традициям своего народа, формированию семейных ценностей способствуют  уроки, например, на тему: «В семье и каша гуща». Во вступительном слове учитель отмечает:
« Семья – это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали её «малой Церковью». Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив,  способен обрести мир души, равновесие, тишину сердца.
   Все дальше от нас уходит традиция встречать праздники всей семьёй, в родительском доме. Но если не пожалеть сил  и времени на то, чтобы собрать всех родных, то мы узнаем самое удивительное счастье на земле, выраженное пословицей: «Вся семья вместе – так и душа на месте».
     В старые времена был такой обычай: когда вся семья собиралась за стол, то прежде отец скажет торжественное благодарное слово, потом ребятишки лезли под стол и по солнцу опутывали ножки стола лыковой веревкой. Какую ответственность они при этом чувствовали! Соединить всех вместе так, чтобы в будущем году все так же за столом собрались, бедой не разлучились. Про стол говорили: «В дом пришел – всех вокруг собрал».
     Девушкам от матери передавались все навыки о наведении в доме порядка и чистоты. У матери была одна забота: не вставала б в доме работа. Приговаривала часто мать: «Дом – корень, а сторона – похвальба». Образ жизни в собственном доме был и остается мерилом образа жизни в других семействах. Воспитание у ребенка понятия чистоты и лада начинается в собственном доме. Грех, если дом запущен и заброшен, а дети лишены общения с родителями.
     Роль бабушек и дедушек, под присмотр которым вверялись дети, была велика. Так как именно в этом мудром возрасте познается, что нельзя и можно дозволить одному ребенку, а запретить другому. Эти требовательные и ласковые мудрецы открывали заветные дверцы в ребячьих душах и вкладывали в них добрые понятия о земле, о небе, о заводях, исподволь дополняя свои рассказы нравоучительными примерами о послушании и радении.
Подобные уроки, используя мощный этнокультурный потенциал, способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств личности.
Отметим, что успешность деятельности педагогов во многом определяется не только высоким уровнем обучения и образования, но и уровнем их духовно-нравственной культуры. Практика подтверждает исключительно важную роль личности педагога, его взглядов на жизнь, веру в возвышающую силу воспитания, когда педагог не только мастерски излагает научные, нравственные и другие ценности, но и сам следует этим аксиологическим ориентирам в жизни.
Крупнейшие российские ученые Ж.И. Алферов, В.А. Садовничий и другие предупреждают «о большой опасности превращения системы образования в поле действия прямых рыночных механизмов» и подчеркивают, что «ценности нашего образования должны соответствовать, прежде всего, ценностям российской цивилизации, которым необходимо вернуть их доминирующее положение». 
«Чрезмерно интенсивное усвоение «чужих» ценностей чревато утратой национальной самобытности народа. В результате деяния предков могут стать чуждыми и непонятными, а отдельный человек – потерять чувство ответственности перед прошлым и будущим, сосредоточив свои усилия на удовлетворении узкоэгоистических потребностей и интересов»[3].
Главным выводом, который вполне закономерен в сегодняшней образовательной ситуации, может быть тезис Н.Д. Никандрова о том, что путь в будущее лежит через духовное образование нашего общества, построение такого воспитательного пространства, которое «формировало бы жизнеспособность личности, т.е. способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а развиваясь в созидательном направлении», при этом должны  успешно аккумулироваться «лучшие черты конкретного этноса, российского народа в целом и общечеловеческие ценности».
 
Литература.
1. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. №8. – 2008. С.45.
2. Никандров, Н.Д.  Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований // Педагогика. – 2009. - №1. – С.6
3. Тестов, В.А. Ценности российской цивилизации как стратегические цели образования // Педагогика. – 2009. - №1.- С.19
 
 © Праздникова Г.З., 2009
***********************************************************************************************************************************************************************
 
       

 

 
 
Сделать бесплатный сайт с uCoz