Использование информационно-коммуникационных технологий для обобщения и трансляции лучших педагогических практик

 

В каких формах чаще всего осуществляется трансляция эффективного опыта педагогов и дошкольных образовательных учреждений? Как показывает практика, в большинстве случаев это выступления педагогов или руководителей ДОУ с сообщениями из опыта работы, а также открытые занятия  и мероприятия, реже проводятся мастер-классы, конференции, семинары-практикумы, выставки.

Компьютерные технологии видоизменяют традиционные формы представления информации, способствуют оперативному обмену информацией, дополняя традиционные формы представления педагогического опыта новыми возможностями. Например, презентации, видеофрагменты, звукозаписи невозможно поместить в методическое издание на бумажном носителе, но вполне возможно при представлении опыта в электронном виде. 

Видеозаписи занятий, праздников, различных мероприятий с дошкольниками; комментарии к занятиям (мероприятиям) педагогов, методистов, родителей; планы-конспекты занятий; сценарии праздников, подборки дидактических материалов; методические материалы (публикации, презентации), а также материалы об авторе опыта,  о ДОУ, в котором формируется опыт; т.е. все составляющие опыта оформляются  в электронном виде.

Демонстрация детских работ, особенности оформления помещения, общий вид наглядных пособий и особенности их применения на занятиях, фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст, иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. За счет максимальной наглядности и удобного  структурирования материала эффективность восприятия опыта значительно повышается, при этом педагог не ограничен в объеме размещаемого материала, имеет возможность подробно проиллюстрировать процесс практического использования  и результаты опыта, демонстрируя лучшие работы воспитанников, фотографии, наглядные пособия и т.п. Возможно представление педагогического опыта в форме web-страницы или web-сайта.

Нередко медиапродукты, созданные педагогами, представляют интерес  для всего педагогического сообщества. В рамках конкурсных мероприятий, фестивалей,  педагогических ярмарок проводятся презентации лучших медиаресурсов, тем самым повышается мотивация педагогов к обобщению и распространению собственного опыта.

Например, медиаресурс, представляющий опыт деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка - детский сад «Солнышко» г.Котовска Тамбовской области, интересен многим. Приоритетным направлением в деятельности  ДОУ является укрепление и сохранение психического и физического здоровья воспитанников и сотрудников. Все сотрудники, от заведующей до сторожа, участвуют в реализации задач сохранения и укрепления здоровья детей. Соблюдение рационального устойчивого распорядка дня с обязательным полноценным по своей интенсивности и длительности сном, наличие ежедневной достаточной активности, выработка психо – эмоциональной устойчивости, проведение закаливающих процедур.

В детском саду организовано питание для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Во всех формах физкультурно – оздоровительной работы с детьми используется валеологическое сопровождение. План работы с часто болеющими детьми  входит в систему физкультурно – оздоровительной работы ДОУ. Для сохранения и укрепления здоровья детей используются различные игровые и арттерапевтические техники.  Медиаресурс представляет лучшие педагогические практики этого дошкольного учреждения.

В рамках регионального проекта «Создание информационно-образовательных ресурсов» усилиями методистов, ученых, педагогов-практиков создаются медиаресурсы по актуальным проблемам образования.  Например, медиаресурс «Содержание предшкольного образования в условиях реализации современных концепций дошкольного образования» (составитель: Г.М. Казакова) содержит материал по программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса в системе предшкольного образования.

Представлены издания для подготовки к школе: учебно-методические комплекты, пособия, программы комплексного обучения и развития детей 5–6 лет. Рассматриваются вопросы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Уделяется внимание развивающей предметно-пространственной среде для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в образовательном учреждении. Большое значение уделено использованию игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста. Включен видеоролик, посвященный опыту работы детского сада комбинированного вида «Золотой ключик».

В методической копилке содержатся конспекты занятий со старшими дошкольниками, рекомендации по организации летнего отдыха детей старшего дошкольного возраста, мероприятия в летнем оздоровительно-образовательном лагере дневного пребывания.

С помощью подобных медиапособий можно реально увидеть эффективный опыт работы, повысить квалификацию «на рабочем месте».

Таким образом, оформление педагогического опыта в электронном виде, на CD-дисках позволяет в полной мере представить все составляющие опыта, дополняя традиционные формы возможностями информационно-коммуникационных технологий.

Информационные карты инновационного опыта - инструмент структурирования опыта и его диссеминации посредством сетевого взаимодействия педагогов.

Систематизировать успешный опыт педагогов можно на основе использования информационной карты (ИК). Информационная карта рассматривается нами не только в качестве результата процедуры паспортизации ресурсов различного вида, но и как инструмент обобщения педагогического опыта. Структура информационной карты может быть различна. В нашей практике используется структура информационной карты, разработанная в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования[1].

Заполнению информационной карты предшествует работа по обобщению опыта. Часто камнем преткновения автора ресурса становится тема работы. Тема должна отражать ключевую идею педагогического опыта, то есть что (методы, технологии, способы, средства и т.д.) и для чего может быть использовано. Типичной ошибкой является отражение в теме опыта всей практики педагога.  Например, тема «Использование пиктограмм в работе с дошкольниками» после консультации с методистом стала звучать так:  «Использование пиктограмм в работе по формированию связной речи у старших дошкольников, имеющих нарушения речи».

Представленный в информационной карте опыт будет востребован, если он описывает конкретный способ воздействия на ту или иную проблемную зону воспитательно-образовательного процесса. Отсюда вторым элементом ИК является «Источник изменений». Им могут быть противоречия, появление новых средств воспитания; новые условия воспитательно-образовательной деятельности, новые потребности и запросы дошкольников и их родителей.

В «Идее изменений» автор опыта должен зафиксировать, в чём конкретно заключается сущность опыта, т.е. ответить на вопрос: «что необходимо сделать для решения указанного в предыдущем пункте ИК противоречия?» Идея изменений указывает, за счёт каких действий педагога или используемых методов произойдёт достижение результата.

Фиксируемые обозначения в информационной карте «Концепции изменений» ориентируют автора опыта на выделение в своей практике, обобщение и представление «способа изменений», который содержит информацию о том, как реализовать изложенную выше идею, как организовать деятельность.

 «Условия реализации изменений» фиксируют, какие специфические условия необходимы для осуществления деятельности, которая зафиксирована в опыте. Такими условиями могут выступить: особые компетенции педагога, требования к материально-технической базе (оборудованию) и другие.

«Результаты изменений», фиксируемые в информационной карте, должны быть верифицированы (подтверждена их подлинность).

 Раздел «Публикации» заполняется при их наличии: фиксируются только те работы, в которых представлен заявленный в ИК опыт.

Отдельный пункт информационной карты – описание опыта, где в сжатом виде представлены структурные, содержательные и технологические элементы модели.  См. Приложение 1.

Через сетевые формы взаимодействия всех пользователей сети педагоги дошкольных образовательных учреждений имеют возможность заимствовать интересные идеи у педагогов начальной школы и успешно применять их в своей воспитательно-образовательной практике. Например, использование интерактивной карты города  в сочетании с экскурсиями как метод краеведческой работы в начальной школе вполне может быть использован и в работе со старшими дошкольниками. См. Приложение 2.

Таким образом, информационная карта является инструментом структурирования управленческого и педагогического опыта, а также предоставляет возможность общественной экспертизы опыта. Информационная карта, введенная в Банк данных или Инфотеку, знакомит через сетевые формы взаимодействия всех пользователей сети с позитивными идеями или достижениями.

 

Профессиональные сетевые сообщества

В условиях модернизации образования информационная компетентность является одним из требований к профессиональной деятельности педагога. Педагоги все чаще стали размещать информацию о своем опыте в сети интернет. Появление новой педагогической общности - профессиональных сетевых сообществ, несомненно, способствует активности субъектов воспитательно-образовательного процесса. Процесс сетевого взаимодействия предоставляет огромные возможности педагогам для самосовершенствования, повышения профессиональной компетентности.

Сетевые сообщества позволяют:

- получить квалифицированную консультативную помощь методистов, ученых, практиков;

- отрефлексировать собственный педагогический опыт в контексте современного образования;

-  осознать направления профессионального развития;

- осмыслить опыт коллег;

-  консолидировать методические ресурсы, позитивный опыт, накопленный педагогами и дошкольными образовательными учреждениями.

Профессиональные сетевые сообщества педагогов ДОУ нацелены на участие педагогов в обсуждении актуальных проблем дошкольного воспитания, предшкольного образования, преемственности дошкольного и начального звена общего образования. Участники сообществ имеют возможность получить квалифицированную помощь по вопросам современного дошкольного образования, предложить  вопросы для обсуждения; опубликовать статьи и комментировать уже размещенные материалы.

Задачи, которые реализуются через сетевые сообщества:

-  проведение экспресс консультаций по содержательным и методическим аспектам для воспитателей, методистов, а также для руководителей ДОУ,

-  анализ и обобщение позитивного педагогического опыта,

-  обеспечение педагогов необходимыми методическими материалами,

-  привлечение педагогов к оценке ресурсов сети,

-  проведение конкурсов и публикация лучших работ.

Преимуществом данной модели является возможность общения на равных, вне зависимости от социальных статусов. По словам педагогов, участие в профессиональных сетевых сообществах придает им уверенности в себе, позволяет знакомиться с опытом коллег,  сравнивать его с собственным и принимать участие в создании новых практик.

Понятно, что само по себе наличие техники или высокий уровень ИКТ-подготовки  не определяют стремление педагога включиться в работу сетевого объединения. Педагог приходит в сеть лишь в том случае, когда испытывает необходимость в этом, когда ему действительно интересно в сообществе, которое решает конкретные практические задачи его участников, становится для педагога средой профессионального роста и самосовершенствования.

К проблемам, стоящим на пути развития сетевого педагогического сообщества, на наш взгляд, в первую очередь следует отнести инертность, желание получать информацию, но не публиковать свою. Еще одна проблема –  недостаточный уровень ИКТ-компетенции педагогов ДОУ. Как показала практика, сетевые педагогические сообщества способны обеспечить методическую поддержку педагогов и в области ИКТ. Педагоги могут задать интересующие их вопросы по использованию информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе вообще, и в частности, о приемах работы в том или ином программном продукте. Происходит постепенное освоение сетевых умений и навыков. Следует отметить, что в последние годы профессиональная активность педагогов значительно выросла за счет общения в сети интернет.

Итак, как свидетельствует опыт, модернизация образования во многом зависит от профессионализма специалистов, работающих в данной системе, и предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого педагога, создание творческой образовательной среды.   Мы видим свои задачи в том, чтобы способствовать проектированию, моделированию новых педагогических практик, созданию условий развития мотивации педагогов к профессиональному росту.

 


 

[1] Проект Е. М. Пахомовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии АПКиППРО, заведующей кабинетом педагогического опыта АПКиППРО. 

© Г.З. Праздникова, 2012


 

Сделать бесплатный сайт с uCoz