О некоторых подходах к изучению, обобщению и трансляции лучших педагогических практик

Модернизация образования на современном этапе ставит перед руководителями дошкольных образовательных учреждений и педагогами новые задачи, решение которых требует оперативного формирования новых образовательных практик и распространения наиболее успешных из них.

Модернизация образования на современном этапе ставит перед руководителями дошкольных образовательных учреждений и педагогами новые задачи, решение которых требует оперативного формирования новых образовательных практик и распространения наиболее успешных из них.

Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непо­средственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педа­гогического явления, анализа и сравнения резуль­татов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.

Помочь педагогу понять и осмыслить систему методов и приемов организации образовательного процесса в опыте его работы, вскрыть причинно-следственные связи, приведшие к высоким результатам деятельности, является одной из задач руководителя ДОУ.

Необходимо сформировать у педагогов приемы анализа педагогической деятельности, такие как:

- умение наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты;

- умение видеть во взаимосвязи компоненты педагогического процесса;

- умение прогнозировать, планировать, оценивать свою деятельность;

-умение опираться на новые идеи психолого-педагогической науки.

Для описания лучших образцов педагогической деятельности наряду с понятием «передовой педагогический опыт» в последнее десятилетие используются и такие понятия, как «инновационный опыт», «лучшая практика», «инновационная образовательная практика» как совокупность нетрадиционных подходов, методов и приемов.

В рамках обучающих семинаров  для педагогов, с целью оказания им помощи в вопросах обобщения опыта, можно предложить анкетирование, которое  выявит затруднения и поможет планированию работы по проблеме изучения, обобщения и трансляции опыта.

Анкета

  1. Что вы понимаете под понятием «лучшие педагогические практики», «инновационный опыт»?

  2. С чьим  опытом вы знакомы по журнальным статьям, педагогической литературе, другим источникам?

  3. Какой  педагогический опыт вы используете в своей практике?

  4. Чей педагогический опыт в вашем детском саду вы бы рекомендовали для обобщения? Почему?

  5. Считаете ли вы, что можете сами участвовать в обобщении опыта?

  6. Какая проблема, тема могла бы стать предметом обобщения вашего опыта?

  7. Какие виды помощи вам для этого необходимы?

  8. Кто мог бы вам помочь в обобщении вашего опыта?

  9. Что могло бы стать результатом обобщения вашего опыта (публикация, методическое пособие, мастер-класс и т.д.)

Отметим, что любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе (метод, технология,  прием, средство и др.) могут быть изучены. Длительность изучения и обобщения лучших педагогических практик находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение месяца, а может планироваться на год или более.

Описание целостной системы педагогической деятельности требует наиболее длительного периода времени, система работы педагога по какой-либо проблеме может быть изучена в течение нескольких месяцев; использование одного эффективного приема -  в течение месяца (или время изучения определит сам педагог).

Таким образом, приступая к изучению выявленного опыта, определим, что в каждом конкретном случае мы будем иметь в виду под определением системы (система использования приема, способа, метода и т.д.), ведь далеко не всегда мы будем изучать целостную систему работы педагога.

Содержание планирования по изучению лучших педагогических практик 

1. Название темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет проводиться изучение опыта. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска именно этого опыта работы, его обобщения.

2. Изучение литературы, документов, статистических данных, состояния практики работы дошкольных образовательных учреждений города, района, области по проблеме.

3. Цель обобщения, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути её решения.

4. Объект (субъект) изучения (чей опыт планируется изучать, кто будет изучать).

5. График посещения занятий (мероприятий), сформулировать цели каждого посещения. Обратить внимание:

-                    на актуальность и конкретность решаемых образовательных задач, определенных автором опыта;

-                    на степень активности и самостоятельной деятельности детей в решении поставленных задач;

-                    на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога;

-                    на результативность занятия (системы занятий).

6. Накопление фактов, способы изучения лучшей педагогической практики:

-                    наличие материалов по данному опыту работы;

-                    где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, каковы результаты;

-                    изучение (использование) данной образовательной практики в ДОУ;

-                    изучение методических материалов, подготовленных автором лучшей педагогической практики, анализ их содержания; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.

7. Подготовка научно-методического анализа изучаемого опыта. Отметить следующие моменты:

- актуальность проблемы и ее значение в совершенствовании работы ДОУ;

-  новизна опыта;

- результативность;

- рекомендации по использованию данного опыта.

8. Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, статьи, методических рекомендаций, пособия, монографии и т.п.

Механизмы трансляции лучших образовательных практик

В педагогической литературе для обозначения процессов передачи опыта, лучших практик, инноваций используют разнообразные понятия, такие как: «трансляция», «диссеминация», «диффузия», «распространение».

Сравнительный анализ позволяет определить границы использования каждого из этих понятий в педагогической теории и практике. При распространении речь идет о передаче идеи, замысла педагогического опыта. Диффузия предполагает освоение и использование новшеств другими педагогами. Таким образом, можно сказать, что оба процесса  позволяют информировать общественность об опыте, инновации.

Диссеминация  осуществляется по отношению к результатам проектов. При диссеминации передаются способы решения конкретных задач в технологически оформленном виде.

Под трансляцией лучших педагогических практик  понимается процесс предъявления содержания практики заинтересованному педагогическому сообществу с последующим воспроизведением в новых условиях. Таким образом, по отношению к диффузии, распространению и диссеминации понятие трансляция более широкое.

Исследования современных ученых свидетельствуют о том, что в основе различных форм трансляции лучших педагогических практик лежат три основных механизма данного процесса -  семиотический, имитационный, интерактивный.

Семиотический механизм предполагает трансляцию посредством знаковых систем, хранящих и передающих информацию. К семиотическим формам трансляции практики можно отнести:

- представление опыта в базе данных (муниципальной, региональной, федеральной);

- размещение описания опыта в сети Интернет;

- представление опыта на педагогических конференциях, чтениях, круглых столах, конкурсах профессионального мастерства и т.п.;

- издание методической литературы;

- публикации в средствах массовой информации.

Имитационный механизм основан на стремлении к тождественности и предполагает обязательное участие группы субъектов. Это может быть пара «воспитатель - ребенок», или пара «предмет-человек».

Имитационные формы трансляции практик основаны на взаимодействии их авторов и заинтересованных педагогов и заключаются в визуальном представлении образцов деятельности.

Широко используются:

- открытые занятия и мероприятия,

- обучающие семинары,

- мастер-классы,

- дни открытых дверей,

- выставки-презентации.

Интерактивный механизм заключается в совместном участии субъектов взаимодействия. При этом акцент переносится с отработанных способов действий на процессы переопределения ситуации, адаптации практики к новым условиям. Интерактивные формы трансляции образовательных практик становятся все более популярными и предполагают активное взаимодействие авторов практик и заинтересованных педагогов, в ходе которого формируются новые знания:

-творческие мастерские,

- стажерские площадки,

 - творческие лаборатории и т.п.

Таким образом, предъявление лучшей практики через различные механизмы трансляции позволяет решить разные задачи:

- обеспечить доступность описания образовательной практики потенциальным пользователям (семиотический);

- формировать и развивать у педагогов и руководителей ДОУ мотивацию на изучение лучших практик (имитационный);

- транслировать задачи модернизации образования на муниципальном, региональном уровнях и лучшие образовательные практики как способы их решения (интерактивный).

 Банк педагогического опыта

В качестве оптимальной формы предъявления лучшей образовательной практики, основанной на семиотическом механизме, выделим банк педагогического опыта. Банк является одной из важных составляющих   системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования лучших педагогических практик.

Целью создания банка данных является популяризация лучших педагогических практик на основе нового профессионального мышления, изучения результатов научно-методической, инновационной работы образовательных учреждений.

Авторами выступают:

- педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений;

- творческие профессиональные  объединения педагогов;

- руководители ДОУ;

- педагоги

Лучшие педагогические практики могут быть представлены в банке (муниципальном, региональном) в разных формах: в виде системы карточек эффективного опыта, информационных карт педагогического опыта,  системы информационно-педагогических модулей и т.д.

Организация работы с Банком регламентируется  соответствующим локальным актом и обеспечивает создание следующих условий:

- открытость и доступность информации  для  педагогического сообщества;

- возможность общественной экспертизы лучших педагогических практик.

Реализация идеи общественной экспертизы возможна посредством интернет-технологий  при размещении банка в открытом доступе в сети Интернет. В этом случае предъявление практик должно сопровождаться общественным обсуждением и получением обратной связи.

Для оценки состояния банка лучших педагогических практик могут использоваться следующие показатели:

- количество материалов в банке данных;

- частота обращения к материалам  банка;

- отношение востребованных практик к общему числу материалов, представленных в банке;

- количество пользователей банка;

- количество посетителей сайта (в случае размещения банка в сети Интернет).

В Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования создан и успешно функционирует в течение многих лет региональный Банк лучших  педагогических практик. В рубрике «Дошкольное образование» представлен опыт коллективов ДОУ,   старших воспитателей, воспитателей, логопедов, музыкальных работников.

Приведем примеры лучших педагогических практик, представленных в рубрике «Дошкольное образование».

Мастерская успеха

Тема: «Основы безопасности для детей дошкольного возраста».

Опыт работы  заведующего МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка» г. Мичуринска Тамбовской области Т.И. Луневой, воспитателя В.В. Цветковой.

В материалах опыта представлены:

- Перспективный план работы с педагогическими кадрами по теме «Безопасность»

- Перспективный план работы с детьми

- Перспективный план работы с родителями по теме «Безопасность»

- Конспекты занятий

- Дидактические игры и упражнения

- Творческие игры

- Игры-тренинги

-  КВН  «Основы безопасности жизнедеятельности                       человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

-  Беседы:

- «Чрезвычайные ситуации»

- «Безопасность при общении с животными»

-  Беседа «Кошка и собака - наши соседи»

-  Беседа «Съедобные и несъедобные грибы»

- Беседа «Лекарственные растения»

- Анкета для родителей

- Диагностика знаний, умений и навыков дошкольников        по теме: «Безопасность»   

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования».

Опыт работы Е.Е. Сергеенко, воспитателя МДОУ «Хрустальный башмачок» №3 г. Тамбова.

В материалах опыта дано описание нетрадиционных техник рисования, а также конспекты занятий:

- Конспект совместной образовательной деятельности по                                  образовательной области «Художественное творчество» для детей 6-7 лет    «Хмурая осень».

-  Конспект совместной образовательной деятельности по      образовательной  области  «Художественное творчество» для детей 6-7 лет «Весна такая разная».

- Конспект совместной образовательной деятельности по      образовательной области  «Художественное  творчество» для детей 6-7 лет «Четыре художника».

- Конспект совместной образовательной кружковой  деятельности по      образовательной области  «Художественное  творчество» для детей 6-7 лет  «У лукоморья дуб зелёный».

-  Конспект совместной образовательной деятельности по      образовательной области  «Художественное творчество»  для детей  3-4 лет «Осенний листопад».

Работа с педагогами ДОУ включает игровые тренинги, мастер-классы, консультации и другой материал.

 

Тема: «Комплексный подход к развитию моторных навыков у детей-логопатов».

Опыт работы учителей-логопедов  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка» г. Мичуринска Тамбовской области  Н.П. Галкиной, О.Ю. Лисицыной. 

В материалах опыта представлено перспективное планирование и конспекты занятий по развитию мелкой моторики, планирование и конспекты логоритмических занятий. В приложениях к опыту представлены:

- Перспективный план работы с родителями

- Перспективный план работы с педагогами

- Анкеты для родителей

- Речевой материал для упражнений пальчиковой гимнастики и координации речи с движением

- Дидактический материал

- Диагностический пакет.

 

Тема: «Развитие логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Опыт работы педагогов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка» г. Мичуринска Тамбовской области  М.А. Черенковой, учителя-логопеда, И.В. Пятовой, воспитателя, Т.М. Щербининой, воспитателя. 

В материалах опыта обоснована актуальность проблемы нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи; представлена система формирования навыков и умений по развитию логического мышления у детей с ОНР; диагностика развития логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи; мониторинг.

В приложении к опыту представлены:

- Перспективное планирование работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию логического мышления.

-  Конспекты занятий по развитию основных приемов логического мышления.

-  Перечень дидактических игр и игровых упражнений.

- Практические задания по лексическим темам годового плана. 

-  Задания на сообразительность, задачки – шутки на смекалку.

 

Тема: «Система работы по приобщению дошкольников к русской национальной культуре»

Опыт работы воспитателя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок» г.Мичуринска Тамбовской области Е.В. Кокориной.

Автор опыта представила тематический план работы по теме: «Система работы по приобщению дошкольников к русской национальной культуре»  (группа компенсирующей направленности от 5 до 6 лет), конспекты занятий, план кружковой работы.

Отметим, формы трансляции лучших педагогических практик весьма разнообразны. Выбор их в большей степени зависит от самих носителей опыта, от их профессиональной активности, исследовательской культуры, инновационного потенциала.

 

Литература

 
  1. Никулина Н.В. Трансляция инновационных образовательных практик: как добиться муниципальных эффектов. – М.: АПКиППРО, 2011.

  2. Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы // Методист. – 2005 - №2.

    © Г.З. Праздникова, 2012

Сделать бесплатный сайт с uCoz